Звуки минувшей эпохи: 108 лет Апрелевскому заводу грампластинок
Первое сентября – это не только День знаний, но и день, когда началась история широкого тиражирования звукозаписей в России. 1 сентября 1910 года в дореволюционной России было налажено производство граммофонных пластинок – под Москвой открыт Апрелевский завод по их производству.
С этого момента началась целая эра в истории отечественной звукозаписи. Появилась возможность тиражирования аудиопродукции, а значит, музыка вышла из концертных залов и стала доступна самым широким массам. Это было той самой колыбелью, из которой в дальнейшем выросли и многомиллионные тиражи популярных альбомов, и стадионы фанатов, ревущие под рок и металл. Апрелевский завод грампластинок запечатлел музыку всех звезд прошлого века и речи всех его вождей. Это не просто свидетель целой эпохи, а ее активный участник и архивариус.
Немец, сохранивший для потомков русскую музыку начала векаДо 1910 года пластинки выпускались в России, но их делали мелкие артели, которых, впрочем было много – около тридцати! Но вот продукции они даже все вместе выпускали немного, никакой стратегии развития не имели, и далеко не каждый из российских любителей музыки мог купить граммофонные пластинки. Их было элементарно мало! На огромные перспективы рынка грампластинок сделал ставку осевший в России немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, который до того чем только ни занимался! Он владел мыловарнями, эмалировочным заводиком и даже производил сыр. Но прославили его имя именно грампластинки. И не случайно.Фото: wikimedia.org / Wertuose
Создатель Апрелевского завода Богдан Молль был большой меломан! Он собрал собственный духовой оркестр и ансамбль балалаечников, которые участвовали в праздниках и знаменательных событиях. Молль с удовольствием слушал русские народные песни и сам с любовью исполнял их.
Вместе со своим сыном Иоганном, незадолго до того окончившим университет, он построил рядом со своим имением в подмосковном селе Апрелевка фабрику, которая не только прессовала пластинки, но и занималась изготовлением «граммофонной массы» то есть пластмассы для производства пластинок, которой в центральной части России вообще никто не производил. Это была компания, как сказали бы сейчас, с полным циклом производства: от профессиональной записи музыкальных произведений до изготовления и продажи готовой продукции – граммофонных пластинок.
На фабрике в первый же год уже работало 50 рабочих. В основном это были бывшие крестьяне из окрестных деревень. Кроме того Богдан Молль пригласил из Германии грамотных опытных специалистов. Два из них – Аугуст Кибарт и Альберт Фогт – становятся его компаньонами в созданном им Торговом доме.
В маленьком первом одноэтажном здании завода помещалось все производство. Там же жил и директор фабрики – Иван Богданович Молль, сын ее основателя.
В одном из помещений из заграничной, чрезвычайно дорогой смолы шеллака изготавливалась граммофонная масса. Тут же помещалось и машинное отделение. В гальваническом цеху восковые диски с «запечатленным» на них звуком окунались в чаны с электролитом, откуда вынимались уже медные матрицы. Они переносились в следующее помещение, где бесформенный кусок граммофонной массы, сжатый между матрицами, превращался в настоящее чудо – граммофонную пластинку, способную петь человеческим голосом и воспроизводить музыку, от которой хочется петь, плясать или плакать.
Речи Ленина и судьбы тех, кто запечатлел их на грампластинкахПластинки, выпускавшиеся на Апрелевской фабрике, были весьма хорошего качества. Уже за первый год работы фабрики было выпущено 400 тысяч граммофонных пластинок. Они продавались под торговой маркой «Метрополь-Рекордс» и скоро практически вытеснили на рынке продукцию других производителей. Первая выпущенная на фабрике пластинка с цыганской песней «Бродяга» сейчас – большая редкость, за которую коллекционеры готовы выложить очень большие деньги.
Апрелевская фабрика расширялась, пока не началась Первая мировая война, а за нею и Октябрьская революция. В связи с общими антигерманскими настроениями Богдан Молль был выслан из страны в 1914 году. А фабрика была экспроприирована и передана в собственность «Русскому акционерному обществу граммофонов» – конкурентам Моллей.
Однако потом завод был и вовсе национализирован. Но даже после 1917 года на заводе работали в качестве консультантов первый директор завода Иоганн Молль и его компаньон Аугуст Кибарт. Оба они фактически руководили всей технической стороной звукозаписи граммофонных пластинок с речами Ленина, которые большими тиражами изготавливались на фабрике в Апрелевке.
Аугуст Кибарт прославился тем, что в 1921 году во время записи на заводе речей Ленина он подошел к вождю мирового пролетариата и сказал: «Нам обещали платить, как иностранным гражданам, – в валюте». Ленин по-немецки ответил: «Да, хорошо, вы будете получать в валюте».
В 1927 году семью Иоганна Молля выслали в Германию, а сам он оказался в тюрьме. Его русская жена Ольга Андронова, взяв семерых детей, уехала на новую родину. Своего мужа она так больше и не увидела. Выйдя из тюрьмы, тяжело больной, он не добрался до своей семьи – умер от туберкулеза в пути. Позже, с началом Второй мировой войны, их старший сын Георг был мобилизован и отправлен на восточный фронт, в Россию. Он остался жив: попал в плен и провел 7 лет в советских лагерях в Уфе и Челябинске. Затем вернулся в Германию, но несколько раз приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его дедом.
В годы Великой Отечественной войны на Апрелевском заводе огромными тиражами выпускались пластинки только с одной песней «Вставай, страна огромная!». В остальных цехах производили авиабомбы. Вскоре после войны пленные немцы восстановили производственные корпуса. С этого момента началась новая, золотая эра Апрелевского завода.
От Лидии Руслановой до Ласкового МаяВ советские годы предприятие было самым крупным заводом грампластинок в мире. Завод тиражировал записи симфонической музыки, отечественную и зарубежную эстраду, бардовскую песню и рок, а также первые рок-оперы и музыкальные спектакли. Завод стал выпускать не только музыкальные записи, но и множество пластинок для детей. Целые поколения выросли на сказках, записанных на апрелевских пластинках.
Многие звезды советской эстрады стали знаменитостями именно благодаря этим пластинкам. Среди таких, например, оказалась группа «Цветы» под управлением Стаса Намина, победившая на студенческом конкурсе. Именно эта группа первой привнесла элемент рок-музыки на советскую эстраду. А за нею было много других, совершивший целый переворот в умах юных представителей молодежных субкультур.
Фото: wikimedia.org / Галин Владимир Петрович
В советские годы предприятие было самым крупным заводом грампластинок в мире. Здесь на двадцати заводских гектарах работали десять тысяч человек, четверть всего населения города Апрелевка. Каждый день здесь превращали в пластинки 50 тонн винила, а в конверты для пластинок – 10 тонн бумаги. На заводе бытовала шутка, что завод выпускает столько продукции, что этими пластинками можно выложить все дороги страны.
Но постепенно весь мир – а за ним и Россия – переходили на другие носители – магнитофонную ленту, а потом CD. К 1991 году покупательский спрос на пластинки стал резко снижаться. Предприятие стало убыточным, а в 1997 году в Апрелевке была выпущена последняя партия пластинок. Завод закрылся, проработав 87 лет и не дожив всего 10 лет до того момента, когда винил вновь стал модным и востребованным во всем мире.
Триумфальное возвращение винила за рубежом началось в 2008 году, когда продажи пластинок подскочили вдвое. С тех пор популярность винила только растет. Виниловые пластинки позволяют новому поколению почувствовать себя настоящими эстетами и ценителями музыки. Они стали одним из атрибутов роскоши. Поэтому очень жаль, что крупные предприятия по производству виниловых пластинок остались только за рубежом. В России делаются попытки производить винил, но занимаются этим снова, как в 1910 году, очень мелкие производства.
А бывшую территорию завода в Апрелевке планируется расчистить и превратить в культурный центр поселения. Закрытую территорию промзоны хотят превратить в городскую площадь и главную улицу с торговым пассажем, разбить парк, организовать культурный центр, музей грампластинки и мини-гостиницу.