«Минус 45 – это нормально»: Европу захватил «генерал Мороз», а России нипочем
На ряд стран Содружества и Европы обрушилась непогода. Они оказались во власти мощных снегопадов и лютых морозов. Где зима проявила свой ледяной характер, узнал корреспондент «МИР 24» Максим Красоткин.
Что для русской деревни привычное дело, для музея деревянного зодчества в Словакии – настоящее ЧП. Аутентичные жилища западных славян приходится спасать от настоящей зимы.
«Слой снега, когда ложится на деревянную дранку, может ее повредить. Еще могут сломаться стропила, а то и вся крыша», – пояснила директор музея Адела Купкова.
Утрамбованный снег выпиливают цепями. Работают все, даже экскурсоводы и билетеры
«Нам нужно действовать сейчас, пока не выпал следующий снег, поэтому мы помогаем ребятам», – рассказала сотрудник музея Янка Бересова.
А благодаря метеорологам из Польши можно понять, почему двери во многих домах открываются внутрь. Их метеостанция находится на вершине Каспровы-Верх. Каждые шесть часов ученые должны выходить на улицу и докладывать о видимости в горах и облачности. Но в этот раз оказались в плену у погоды, которую сами и предсказали.
Виной всему – циклон из Атлантики. Сформировавшиеся над океаном облака, вдоволь напитавшись влаги, как это обычно происходит на планете, начали движение на восток. Не избежала бомбардировки снегом даже Греция, где осадки тают обычно в течение нескольких часов. Жители Салоников, проделывая тропы на привычных маршрутах, тоже, наверное, по привычке ругают правительство. Но зато теперь с уверенностью можно сказать: в Греции есть все, даже снег.
«В городе, где я живу, автобус ходил и так с интервалом в один час. Но из-за плохой погоды его вообще отменили. Правительство не принимает меры. Все знали еще неделю назад, какая будет погода и местные власти тоже должны были организовать работу транспорта», – говорит местная жительница.
Но хуже всего на берегах Эллады себя чувствуют беженцы из Афганистана. Их лагерь стоит в 40 километрах от Афин, и каждый день они ездят за дешевыми продуктами в столицу. В этот раз к списку покупок добавились теплые вещи.
«Я сам ночью не могу спать от холода. Мы приехали сюда с семьями, они большие. Но у нас нет ни одеял, ни теплой одежды – только обогреватель», – жалуется беженец из Афганистана Абдулла.
Жители городка Пескопенаторро на юго-востоке Италии тоже вспоминали коммунальные службы недобрым словом. Для них спасение заметаемых – дело рук самих заметаемых. Такая картина тут была, впрочем, и год назад. Купленные тогда лопаты пригодились и сегодня. Парадокс, но все дело в глобальном потеплении, говорят ученые. Нагревается поверхность океана, вода активно испаряется и активнее выпадает в виде осадков.
«Арктика у нас теплеет. И ввиду того, что физика атмосферы так устроена, в Арктике температура повышается гораздо быстрее, чем в умеренных или в тропических широтах. Арктика становится более активной. Вторжение арктического воздуха становятся чаще, этот воздух по арктическим меркам очень теплый, а по европейским крайне холодный, и, конечно, люди мерзнут», – уточнил руководитель климатической программы Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин.
Засыпает снегом центральные районы США. В штате Миссури автомобилисты вынуждены преодолевать небольшой подъем. А болельщикам футбольной команды из Канзас-Сити метель не помешала разжечь барбекю.
Снегопады стали причиной схода лавин в Альпах. В Швейцарии горный отель оказался погребенным под снегом, три человека получили травмы. В соседней Австрии те же проблемы. Власти вынуждены закрывать популярные горнолыжные курорты. Где-то из-за снежных заносов встала железная дорога. Во время расчистки путей в предгорье Альп бригада снегоочистителя спасла дикую козу – серну.
А в соседней Баварии пилот-любитель решил сбить снег с деревьев, пока под его тяжестью они не повалились на шоссе. В Германии на борьбу со стихией и вовсе бросили армию.
«Нас многие просят помочь – расчистить крыши. В городке неподалеку 13 лет назад примерно в это же время из-за обрушения кровли погибли 15 человек, многие из них дети. Некоторые считают, что снегопады – это не слишком опасно, но это совсем не так», – отметил командир горной бригады Яред Сембридски.
За 2,5 тысячи километров дела обстоят не лучше. Атлантический циклон – все-таки явление глобальное. Вот уже почти неделю открытия Военно-Грузинской дороги ждут водители фур по обе стороны границы. На примусах готовят оджахури, хоть какое-то напоминание о доме.
«Вчера ночью температура была минус 12. Невыносимо. Двигатели вообще не выключаем, иначе замерзнем», – сказал водитель большегруза Автандил Мепаришвили.
Дальнобойщики из Армении понимают, что застряли надолго и нашли третьего. Компанию им составил снеговик, с которым они коротают дни на перевале и встретили Рождество.
«Мы не знаем, что происходит там, высоко в горах. Не пускают, и все. Нам звонили из нашей компании спрашивали, как наши дела. Ну вот, сами видите – замерзшие, но мы, кавказские мужчины, все выдержим», – говорит водитель из Армении Мартын Симонян.
По другую сторону границы, как в песне, лавины идут одна за одной. Их уже рухнуло 16, остальные спустили с помощью пушек. И кто после этого скажет, что метеорологи не вооружены. Но если в Европе и на Кавказе основная проблема – снег, то в Якутии он сопровождается еще и морозом под 50. Ведь именно тут находится так называемый полюс холода. Впрочем, цифры на градуснике местных нисколько не удивляют.
«Это не аномально. Аномально – это минус 60, а минус 45 – нормально. Мне не холодно», – сказала жительница Якутска Людмила Богатырева.
«Это стабильная погода для нас: каждый год так, может, чуть-чуть теплее бывает», – признается местный житель Афанасий Слепцов.
В такую погоду тут даже бегают марафоны. Спортсмен-экстремал Дмитрий Волошин провел первые тренировки в ожидании настоящих морозов. Пожалуй, этот регион один из немногих со стабильным климатом. В отличие от тех, что южнее. Там резкие перепады таят опасность. Прежде всего, для сельского хозяйства. Соответственно и экономики. Когда, например, весной выпала годовая норма осадков, а дальше засуха - гибнет урожай и меняется привычный растительный состав.
«Повышение лесистости нашего региона. Но лесистость какая – повышение дурных видов лесов. Например, липка, осина – это не ель и сосна, которые можно срубать и продавать», – говорит профессор СПбГУ, климатолог Геннадий Менжулин.
Впрочем, ждать, когда на планете полностью поменяется климат нужно как минимум 100 тысяч лет. Наверное, такой вот вечностью показались шесть суток спасенной под Пермью собаке. Она без малого неделю пролежала на дне оврага возле трассы после того, как ее сбила машина. Животное наполовину вмерзло в лед, и если бы не случай, собака бы погибла бы. Сейчас за жизнь Льдинки, – а назвали ее так – борются врачи.